?

Log in

October 2011

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com

Теперь я Чебурашка

Чуть больше года назад я начал заниматься SMM. Это был личный эксперимент, смогу ли я, привыкший к стабильной и сытой работе в крупных успешных компаниях, где уверенность в завтрашнем дне по сей день остается незыблемым столпом, подпирающим кадровую политику, переметнутся в стан подрядчиков? Проще всего было сменить костюм на джинсы, хотя легкая ностальгия посещает меня всякий раз, когда открываю шкаф и натыкаюсь на три десятка галстуков. В конце концов, иногда я бываю при параде, по особым случаям.

Сложнее всего оказалось другое - понимание этой самой стабильности. Ее нет! Нигде, как показывает история.
Все, что мы можем в корпорации - стараться создавать условия для того, что праздник на нашей улице длился вечно.

А именно:
- лизать жопу шефу,
- создавать имидж самого незаменимого человека,
- снять с себя ответственность за все, подстелив под задницу соломку из кучи регламентов,
- со страшной силой пиарить себя во вне, чтобы в случае чего быстро перескочить в другую компанию,
- откладывать деньги на черный день,
- не жалеть живота своего и активно рвать седалище свое за то, чтобы какой-то дядя (или тетя) смогли купить себе новую яхту.

Ведь пиарщик, в отличе от всех остальных внутри компании и за ее пределами, не может позволить себе жить иллюзиями и смысловыми надстройками. он должен всегда помнить о правде. А правда проста: кто-то вложил 100 рублей и нанял тебя, чтобы ты сделал из них 200. За это тебе платят 10 копеек в месяц, и требуют от тебя самоотверженности и героизма, стоицизма и подвигов.

Главный философский вопрос: Так может лучше самому стать таким подонком, и приумножать личные средства за счет других, чем класть свое здоровье на плаху чужого жизненного фонтана с шампанским?

Так что же со стабильностью? Ее тем меньше, чем выше ваша должность. Банальная смена руководства по любой причине, практически на 100% гарантирует вашу отставку (сокращение). Я проходил это несколько раз. Сначала на чужом примере, когда Голден Телеком купил у норвежского Теленора легенду российского телекома - компанию Комбеллга. Под нож пошли все топы, в том числе и пиар-директор, хотя традиционно считалось, что у Комбеллги очень сильный пиар, на голову опытнее и сильнее, чем у Голдена (на тот момент Совинтела). Не в обиду Анне Чин-Го-Пин, все-таки Евгений Баланов это реальная звезда пиара. Но, ему пришлось уйти. Позднее и мне пришлось уйти из МТТ. Опять же не в обиду человеку, пришедшему на мое место, но эта девушка практически без опыта работы в пиаре, не владевшая даже терминологией в этом бизнесе, не понимавшая расставки сил на рынке. Однако, зато своя. Для кого-то. Мой друг был вынужден уйти из пиара одного из крупнейших банков в следствии смены руководства. Причем, на улицу. Аналогичная история произошла и с моей знакомой HR-щицей, с огромным опытом, преимущественно в крупных и западных компаниях. Она год просидела без работы, прежде, чем ей посчастливилось найти новую.
Почитаем, что пишут топ-менеджеры, которых "уходят": "я планирую отдохнуть, заняться своими проектами, рассмотрю поступающие предложения". Это тупик. Лишь малый процент из них вернулись в крупный бизнес раньше, чем через год. Большинство не вернулись вовсе.

В своем бизнесе тоже нет стабильности. Ты заработал миллион, но когда будет следующий контракт ты не знаешь, бизнес строится долго, ты вкладываешь в него. Этот миллион ты можешь распределить на год и получится весьма убогая зарплата (по сравнению с тем, что ты получал в большом бизнесе) - меньше 100 тысяч. А если представить, что тебе еще нужно платить подрядчикам, людям на договорах, а может и на зарплате, то все становится еще печальнее.

И, все-таки, работать на себя лучше.
Рано или поздно доходы вырастут, а новый приобретенный опыт в любом случае пойдет в плюс.
Ты больше не терпишь самодурства малокультурных, но стоящих выше по должностной лестнице людей.
Ты строишь не чье-то чужое, а собственное будущее.
Ты себя уважаешь.

Стив Джобс, умирая, велел нам жить своей жизнью, а не жизнью других людей.
работая на себя, ты устанавливаешь свои правила. И если ты проиграешь, не потянешь, ты всегда сможешь с удовлетворением сказать, что сделал все, что смог.

Так, почему smm?

Я был один из первых заказчиков этих услуг в России. И, мне хотелось понимать, как они работают, ведь это был эксперимент, на тот момент мало, кто до конца знал об smm даже из исполнителей. Понимание smm со стороны заказчика - это очень ценно.
Ты знаешь, как они рассуждают, чего боятся, в чем сомневаются и чего не договаривают.

Увы, smm как инструмент пиарится в России ужасно. Единственным цивилизованным публично активным человеком от этого направления я могу назвать Дениса Терехова. Мне довелось с ним работать, заказывать у него услуги - этот человек понимает, что делает.
Остальные пропагандируют smm как средство исключительно имиджевого продвижения. И я знаю, почему. Потому, что так проще. Проще осваивать деньги и отчитываться за них. Целевые показатели оторваны от целевых показателей деятельности заказчика, понятийный разрыв между исполнителем и топ-менеджером заказчика такой, что последний плохо понимает, за что платит. 
SMM - хорошее направление, но его активно дискредитируют сами же smm-щики.

Что с этим делать? Не знаю:)
Пока. я больше учусь. посещаю семинары, набираюсь опыта у коллег, изучаю кейсы.
Мой излюбленный трюк - задать лектору вопрос, а может ли smm работать на продажи, и ждать положительного ответа.
Таких мало, почти нет. Но, у меня есть собственный кейс, положительный! А, значит, могут найтись и другие.

Вся штука в том, что имидж для многих и означает эти самые продажи. У моего клиента продажи на 100% зависят от перевеса позитивных отзывов над негативными, а также от известности в целом. А если так, то при планировании конверсии, в принципе можно в качестве целевого действия взять число обращений в офис или лидов на сайт. SMM же в этом случае будет означать одно - топ этой воронки продаж, охват, обеспечиваемый хоть числом членов сообщества в соцсетях, хоть числом зарегистрированных пользователей форума.

Во-всяком случае, с этим надо экспериментировать. Рынок перестраивается, об имидже стали думать меньше, а в кризис не будут думать вовсе. Все бОльшее число клиентов хочет заточки рекламы на продажи.

Вернусь к началу. Я рад, что занимаюсь теперь по-настоящему интересным для меня делом, своим делом, старт-апом. В жизненном цикле есть фазы становления и бурного роста - это самые замечательные фазы, ты в них реализуешься.

Comments