?

Log in

October 2011

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com

О PR-лекциях в МГУ

Много раз я брался написать какой-нибудь учебник или курс лекций. Начинал, писал, но бросал. Не просто бросал, а уничтожал написанное, причем безо всякого сожаления. Все 17 лет своей работы в корпоративном PRе я учился и приобретал новый опыт, ставил эксперименты, иногда весьма рискованные, которые могли стоить мне карьеры. И вся эта суета, это постоянное движение вперед постоянно меняли мой взгляд на PR, как на вид деятельности. Потому и бросал свою писанину, что переосмысливал. Новое всегда перечеркивало какие-то элеименты старого и логика рассыпалась. Писать же банальное, о чем пишут все - ну какой в этом смысл? Какая ценность и для кого?

Но, у меня всегда была принципиальная и неизменная позиция по двум важным составляющим PR-процесса: российское образование пиарщика и общественные PR-организации. И к тому и к другому я относился и отношусь по сей день резко негативно. Хотя ни то, ни другое не принесли мне никакого вреда, я вижу их бесполезность и бессмысленность.

Тем не менее, однажды мне довелось познакомится в Интернете с двумя студентками PR-факультета Института иностранных языков. И я был поражен. Поражен их одаренностью. Конечно, не сам институт, не факультет, не преподаватели заслужили такую оценку, но они помогли раскрыться таланту. И я изменил свою точку зрения.

Принципиально, она всегда звучала так: человек, ни одного дня не проработавший ни в PR, ни в коммерческой организации вообще, не может научить студента PR-у. Аргументация очевидная: PR - это не наука, его нельзя познать в теории, да и нет ее, теории этой. Зато PR - это 80% административной работы и 20% креативной и, так сказать, ремесленнической - ручной. Соответственно, передать знания может только тот, кто работал в очень разных коммерческих структурах и понимает, главное, административный аспект такой работы.

Практика PR складывается из личного опыта прохождения PR-кейсов, сильно завязанных на этот самый административный аспект. А основой этого аспекта сегодня являются даже не деньги, а степень единоличности и глубины управления процессами в компании ее генеральным директором и, конечно, его поведенческие особенности. Нужно пройти не менее десятка компаний, чтобы уловить какие-то важные закономерности, большую часть из которых очень трудно формализовать и положить на бумагу. А иные и вовсе можно передать только в устной форме на условиях неразглашения.

А раз так, то современное российское PR-образование это просто коммерческий проект ВУЗов. В какой-то степени это новая жизнь преподавателей философии, социологии, маркетинга, истории КПСС, в конце концов:))) Не утрирую, мне в 1993 году маркетинг преподавал именно бывший преподаватель по Истории КПСС, хорошо, что я потом навел в голове порядок на эту тему при обучении на МВА.

Такая идеологическая позиция, вполне открытая, вкупе с холодным отношением к практически всем видам профессиональных PR-сообществ (исключение может составлять лишь бывшее неформальное сообщество PR-щиков при пресс-службе Минсвязи РФ во главе с кульминационным ежегодным мероприятием "PR-Линия", существовавшее до 2008 года) привело меня в Ассоциацию менеджеров России, а именно в работу Комитета по информационной политике. Там мне предложили читать лекции в МГУ.
Конечно, критиковать может кто угодно, а вот сделать какой-то практический вклад в улучшение ситуации могут не все. Я был просто обязан инициировать за своими словами действие, поэтому согласился.

И снова я пришел к своему камню приткновения - к формализации опыта и знаний. Нужен был кейс, имеющий начало и конец, инициацию и результат. И я решил рассказать студентам о том, как проходила информационная война между МТТ и Ростелекомом в период между 2006 и 2009 годами. Положа руку на сердце я не думаю, что у меня будет еще в жизни такой уникальный опыт - опыт ведения информационной войны с бывшим госмонополистом рынка, причем опыт успешный, в котором мне довелось с нуля создавать PR-службу, подбирать все инструменты для такой войны, иметь очень большие полмочия и отчитываться лишь перед генеральным директором, одержать в этой войне победу, значительно уступая противнику в ресурсах - людях, деньгах, господдержке, первоначальной лояльности журналистов, тотальной неграмотности населения по вопросам реформы рынка связи и многим другим параметрам. Я сражался на стороне гиганта. Меньшего по размерам, в возможности которого в 2006 году не верил никто на рынке, многие смеялись, но все-таки гиганта. Уже в 2007-м году ближайшие коммерческие конкуренты, такие как Голден Телеком, устами тогдашнего его CEO мечтали догнать МТТ.

В декабре 2010 года студенты МГУ услышали то, что не слышал никто. Я впервые рассказывал о сугубо практическом и очень емком кейсе "Информационное противостояние бывшему госмонополисту". И мне показалось, что слушали не отрываясь.

Все это побудило меня принять предложение кафедры PR о подготовке целого курса лекций и участвовать в экзаменационной сессии. Постараюсь быть лояльным экзаменатором, ибо самое сложное испытание у студентов еще впереди - трудоустройство. Но, это уже другая тема.
 

Comments