?

Log in

October 2011

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com

Температуришь, брат?

 Проблемы с репутацией похожи на простуду. Вирус находит слабые места и атакует тебя также, как и журналисты раскапывают проблемы твоей компании.

Сначала в СМИ появляются первые "чихи" и "покашливания", и ты думаешь "да, ладно, у меня сильный организм (бизнес, бренд), само пройдет". И ничего не делаешь.

Вскоре "кашель опускается в бронхи" (собственный персонал впадает в тревожное состояние), "глаза краснеют", "нос закладывается и перестает дышать" (начинается лень и саботаж), "чихи" становятся частыми (пресса пестрит статьями о твоем крахе каждый день), отовсюду все "течет". И ты понимаешь, что зря не принимал профилактические меры, а потом не употребил легкое лекарство еще в начале болезни, теперь надо пить что-то посерьезнее. Лезешь в свою аптечку и выуживаешь всякие колдрексы и фервексы.

Но, нет. Вирус (журналисты) уже так глубоко и прочно засел в твоей кровеносной системе, что твое самолечение лишь усугубляет ситуацию. "Он что-то скрывает", думают они, и лезут в самое твое нутро - туда, где живет твой иммунитет. Где принимаются самые важные решения о спасении твоего организма. Тебя начинает лихорадить, температура перешкаливает  безопасные отметки, ты жрешь все, что есть в твоей аптечке, пьешь чай с малиной, но тебе становится все хуже.

Может быть, наконец, ты уже вызовешь врача? Большинство вызывает его тогда, когда в пору применять самые дорогие и сильные лекарства, и когда мысли о самолечении больше не посещают больного. Нет, даже не так. Когда больной начинает ненавидеть себя за самолечение, и когда ему уже настолько плохо, что ему все равно, какие ресурсы будут затрачены на спасение, лишь бы помогло.

"Доктор едет-едет сквозь снежную равнину, порошок целебный людям он везет. Человек и кошка порошок тот примут, и тоска отступит и печаль пройдет", пел великий Федор Чистяков.

Под порошком в нашем конкретном случае следует понимать PR-риск-менеджмент. Не стоит путать с антикризисным пиаром. Впрочем, не вдаваясь глубоко в подробности, антикризисный пиар базируется на старом, "штатном" пиаре (во всех смыслах, как в плане кадров, так и в плане мер, взгляда на бюджет, поправку на особенности конкретных управленцев и т.п.). Будем считать, что антикризисный пиар это и есть собственный "иммунитет организма". А вот если "пришел пипец", иммунитет не работает, и более того, он практически уничтожен, деморализован, ищет работу на стороне, то пора вводить именно риск-менеджмент. Будем считать его группой "антибиотиков и противовирусных препаратов". Без них организм попросту умрет.

Как действует PR-риск-менеджмент? Ну, начнем с того, что специалистов по такому виду PR-а в России практически нет. Этому не учат, и к этому способны лишь люди с определенными личностными характеристиками, и конечно, опытом именно такой деятельности. Найдите пиарщиков, которые вели корпоративные войны, и которые "за уши" вытаскивали репутацию тонущих компаний. Вот эти люди больше всего подходят на роль риск-менеджеров от пиара. Едва ли найдете хоть одного моложе 40 лет. Для них это не работа, а проект. И таких проектов у них за плечами - уж точно не один. Они видят конечную цель своих трудов. Им не интересно работать, им интересно достичь результата. Спасение организма равно полному выздоровлению.

Обычно, риск-менеджмент начинается с введения экстренных мер с одновременной ревизией всего, что делалось до начала спасения. Спасение требует больших ресурсов, поэтому любое их неэффективное использование пресекается на корню, договора закрываются, и если позволяет ситуация, деньги возвращаются (скажем, в случае, если договор заключен на год, можно разорвать его по прошествии полугода и вернуть предоплату за оставшиеся полгода).

Такие менеджеры очень хорошо владеют информацией о стоимости услуг на рынке и о качестве этих услуг. Поэтому, качественная ревизия производится в кратчайшие сроки, а затем ресурсы передаются на цели спасения самым эффективным контрагентам, на наиболее выгодных для заказчика условиях. Это, если такие услуги вообще нужны.

Существуют принципы успеха в спасении репутации, и один из них - доступность информации и спикеров компании для общественности. Под общественностью мы должны понимать конечных потребителей информации и промежуточных. Т.е. как клиентов, партнеров и поставщиков, так и журналистов, аналитиков и лидеров мнений, например блоггеров.

Риск-менеджер от пиара всегда разрушает стену молчания и устанавливает информационный канал с общественностью, не позволяя ей кормится слухами и вариться в каше собственных догадок и нелепых версий. Никто не берется утверждать, что предъявляемая общественности версия не будет легендой, специально сформированной для этого, но что точно - вранья в ней не будет. Нужное будет "подсвечено", ненужное - "затенено", не более того, ибо любой опытный пиарщик знает, что все, так или иначе, однажды вылезет на поверхность. Одно дело, если народ усмехнется и скажет "ну и хитрецы, как все представили", и совсем другое, если начнутся иски в суды и антимонопольные органы по фактам заведомого введения общественности в заблуждение.

У этих людей свои правила. Они нарушают бюрократические процедуры и дисциплину, но такова их работа, что вышеозначенные факторы - помеха в достижении результата.

"Принять лекарство" лучше как можно раньше. Важно помнить, что "чем слабее иммунитет", тем меньше шансов на спасение и тем большими ресурсами его придется добывать. Лучше сделать это еще тогда, когда не проявились первые симптомы.

И еще надо помнить, что "вирус склонен к мутациям". Он умеет приспосабливаться к лекарствам, поэтому постоянно приходится изобретать новые. Риск-менеджер от пиара всегда обладает изворотливыми мозгами и это его главное качество. Найди такого, и ты спасен.

Будьте здоровы

Comments